Бизнес-план как инструмент управления

БИЗНЕС-ПЛАН [business-plan] — документ, который готовится новой или действующей организацией (фирмой). В нем системно обобщаются основные аспекты намеченного коммерческого мероприятия. Процесс подготовки бизнес-плана дает возможность выявить потенциальные проблемы; предотвратить ошибки в управлении; распознать и оценить два основных вида рисков, которые имманентно присущи любому бизнесу: внутренний и внешний. Внутренний риск (угроза) – это риск, который предприниматель в целом может контролировать (кадровый состав, товарно-материальные запасы, местонахождение бизнеса). Внешний риск (экономические условия, поведение контрагентов, конкурентов, новое законодательные барьеры, климатические условия) – это всё то, что предприниматель не в состоянии изменить.
По содержанию и назначению бизнес-планы достаточно многообразны. Например, полноценный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта — это изложение для потенциального партнера или инвестора результатов комплексного маркетингового исследования, обоснования стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых результатов. Разработка бизнес-плана осуществляется для фирмы (компании), их структурных подразделений и т.д.
Содержание и структура бизнес-плана могут меняться в зависимости от цели составления этого документа, области приложения предпринимательских усилий (производственные, сервисные, торговые и др. компании). Но в целом обычно в бизнес-плане содержатся следующие базовые части: 1) резюме (кратко суммирующее основные моменты бизнес-плана); 2) сведения о компании (раскрываются содержание бизнеса и направления работы); 3) среда для бизнеса (определяются объем рынка сбыта для производимого продукта, услуг и т. п., доля рынка, которую предполагается занять); 4) план по маркетингу и продажам (показывает планируемые объемы продаж и то, как это будет достигнуто); 5) оперативный план (план приобретения оборудования, строительства, закупок и т. п.); 6) план по трудовым ресурсам (подготовка, наем рабочей силы); 7) финансовый план (обобщающий все перечисленное). Обоснованность и полнота разделов имеют особое значение в случаях, когда компания рассчитывает с помощью бизнес-плана привлечь внешних инвесторов для реализации намеченных коммерческих мероприятий (проекта).
Во всех перечисленных разделах могут применяться (а часто и реально применяются) разнообразные экономико-математические методы и модели. Например, модели жизненного цикла товара, модели планирования (в том числе математического программирования), матрица для анализа конкурентов, различные модели оптимального поведения на рынке в условиях неопределенности (известна т. н. матрица Бостонской консалтинговой группы), хорошо отработанные модели управления запасами и многие другие. Бизнес-план — документ адаптивный, он пересматривается по ходу дела.
Как правило, разработка бизнес-плана – это ключевой этап, предваряющий стадию процесса реальной инвестиционной деятельности. Бизнес-план понадобится и в случае обращения в банк за долгосрочными кредитными ресурсами, и в любых других случаях, связанных с привлечением финансового капитала. Грамотно написанный бизнес-план, отвечающий реальной экономической ситуации и учитывающий реально существующие условия – это действительно эффективный инструмент управления любым предпринимательским проектом.